Зачем думать о себе плохо, если мы на самом деле осознанны, любящи и мудры? Мингьюр Ринпоче объясняет, как смотреть сквозь все временное и раскрыть свою собственную природу будды.
Современный мир увлечен медитацией. Улыбающиеся практики красуются на обложках журналов. Руководители компаний внедряют майндфулнесс в офисы. Мы даже учим детей в школах медитировать. Если смотреть на эти картинки и слушать эти истории, легко подумать, что задача медитации в том, чтобы просто сидеть в определенной позе и выполнять определенную технику.
Но настоящая сила медитации – не в методе, а в изменении точки зрения. В буддизме Махаяны мы называем это «воззрением». Воззрение – это не техника. Это то, как мы видим себя и как относимся к нашим собственным мыслям и эмоциям. Без изменения в нашем воззрении даже самые мощные техники медитации могут только усилить старые модели поведения и привычки.
Основное воззрение природы будды так же глубоко, как и просто: вы совершенны, такой, как вы есть – в этот самый момент.
Проблема этого воззрения в том, что оно не кажется нам реальным. Так как мы сосредоточенны на негативе, который омрачает нашу природу будды, нам кажется, что мы не можем ее в действительности переживать.
Я не мог.
Я вырос посреди Гималаев, у подножия горы Манаслу, восьмой самой высокой горы в мире. Моя семья состояла из великих практиков медитации, и я сам был признан реинкарнацией ламы — нас еще называют тулку в Тибете — когда мне было всего несколько лет от роду. Я был рожден в сказке.
Но это было на поверхности.
Несмотря на прекрасную обстановку, в которой я вырос, на любящую семью и духовные примеры, которыми я был окружен, мои ранние годы были наполнены тревогой. Мне было 7, когда у меня начались панические атаки. Паника следовала за мной как тень большую часть моего детства.
Это было примерно в то же время, когда я начал слышать о природе будды. Мой отец, прославленный мастер Дзогчен, рассказал мне о воззрении природы будды, но я этому не поверил. По крайней мере, я не верил, что это касается меня. Моей реальностью были страх и паника, а природа будды звучала как фантазия. Она была чужим переживанием, не моим.
Когда я начал учиться медитации, я надеялся, что она поможет мне избавиться от моих недостатков и слабостей. Все, кого я знал, казались такими спокойными и уверенными в себе, но я был наполнен тревогой. Меня привлекала медитация, потому что я представлял себе другого, исправленного «я». «Я» без страха и тревоги. Кого-то, кто не был бы таким чувствительным и легко уязвимым.
Я старался и старался намедитировать свой путь к свободе. Медитация стала моим оружием в борьбе с собственным умом. Но это не работало. Иногда мой ум успокаивался, а паника как будто пропадала, но потом она восстанавливалась с еще большей силой, и небольшое количество уверенности, которое я развивал, рассеивалось как туман.
Большой прорыв случился тогда, когда я наконец сдался. Я так долго боролся со своими эмоциями, и так безуспешно, что я наконец-то позволил себе допустить новое развитие событий: может быть, меня невозможно починить – не потому, что я безнадежно испорчен, а потому что я никогда и не был сломан.
Так что я прекратил играть в старую игру и начал новую. Вместо того, чтобы бороться с паникой и отталкивать страшные мысли и тревожные ожидания, я позволил им быть. Я не фокусировался на них, но я их и не игнорировал. Я отбросил все «делание» и в конце концов разрешил себе просто «быть».
Я бы хотел сказать, что в тот момент земля содрогнулась и тучи рассеялись, но на самом деле в начале отпускание стремления постоянно что-то «делать» было некомфортным и незнакомым. Мои стремления не исчезли, но я позволил им приходить и уходить, не увлекаясь ими – даже стремлением «медитировать». И даже этого я не делал. Я просто был там.