Мингьюр Ринпоче о медитации и научных исследованиях

 

 

 

– На западе существует много разнообразных интерпретаций и идей по поводу медитации, некоторые из них искажены и далеки от реальности. Каково по-вашему правильное объяснение того, что такое медитация?

 

Что такое медитация? Медитация – это не блокирование мыслей и эмоций, когда вы ни о чем не думаете. Многие люди неправильно понимают, что такое медитация. Они думают, что медитация – это какое-то особенное состояние ума, которое позволяет вам остановить мысли и эмоции, ни о чем не думать, или где вы даете волю неким фантазиям, которые далеки от реальности. Или же медитация — это что-то вроде магии… Сила, магия … Сила и магия вообще не имеют значения, в особенности для созерцателя. Летать по воздуху, исцелять… Я прилетел сюда из Европы вместе со множеством людей, а потом полечу в США через несколько дней. Так что, сегодня полеты – обычное дело. А потому лучшее из чудес – усмирение собственного ума, успокоение ума, умиротворение. Развитие любви, сострадания, мудрости. Это лучшее из чудес.

Есть два искаженных представления о медитации, присущих двум разным культурам: западной и восточной. Восточные люди порой неправильно понимают медитацию. Для них медитация – это концентрация. … Ни о чем не думаешь, блокируешь мысли и эмоции и пребываешь в полнейшей концентрации. И все свое чувственное восприятие направляешь внутрь. Это неправильное представление… И если двигаться в этом ключе, то возможны побочные эффекты… Проблемы.

А западные люди представляют себе медитацию вот так. «Мир…» «Открытость…» «Релаксация…» «Релаксация…» Заставляешь себя войти в состояние, которое можно назвать «кайфом»… Стараешься быть счастливым, возлагаешь слишком большие ожидания и строишь слишком много фантазий. Все это не имеет отношения к настоящей медитации.

Медитация – это абсолютно нормальное состояние ума, обычное, но при этом в нем присутствует открытость, пространство, покой. Это состояние ума, в котором отсутствуют концепции, но при этом оно обычное, простое и нормальное. Абсолютно нормальное. Вам не нужно порождать какое-то новое состояние ума. У вас уже есть мудрость, внутри вас. Все, что от вас требуется – распознать ее. Вот почему суть медитации в осознавании. Осознавании и бдительности. Пространство, открытость, ясность, радость – все это переживания, обретаемые вами в медитации, но не ее суть. Суть медитации – это само осознавание. Осознавание, которое всегда присутствует в вас. Оно подобно хрусталю. Чистейший хрусталь, он как чистая водная гладь или синие небеса.

 

– Вы принимали участие в научных исследованиях по медитации. Почему, на ваш взгляд, ученые в наши дни проявляют такой пристальный интерес к медитации. Что они пытаются обнаружить?

 

Сегодня многие ученые проявляют интерес к медитации. Они проводят множество исследований по медитации. Я для них – подопытный кролик. Предмет исследований. Они помещают меня в аппарат, большой такой аппарат, который они называют «функциональным магнитным резонатором». Он очень большой и по форме напоминает белый саркофаг. Из него высовывается длинный язык, на который ты ложишься, и он засасывает тебя внутрь этого аппарата. Такое ощущение, будто тебя проглатывают.

А внутри очень холодно, темно и шумно. Голову фиксируют — так и вот так, и что-то вставляют в рот. И нужно это прикусить, а потом тебя привинчивают к аппарату. А сами ученые сидят в соседней комнате и просят тебя медитировать. Дают три объекта для медитации, а ты лежишь в таких больших наушниках, через которые они могут задавать свои вопросы. Итак, три техники медитации: «Открытое присутствие» (это медитация, когда у тебя нет какого-то конкретного объекта сосредоточения, и ты попросту покоишься в осознавании); вторая – «Внимание, сосредоточенность» и третья — «Любящая доброта и сострадание». Три медитации, и я должен посвящать каждой 90 секунд.

90 секунд сострадания. Выключаем сострадание. Включаем сострадание, выключаем сострадание. Эти исследования проводил Висконсинский университет в Америке, США. Меня также исследовали в Университете Беркли в Калифорнии и в Гарварде в штате Массачусетс, в США… в Бостоне, Гарвард в Бостоне.

Они изучали не только меня, на сегодняшний день в их исследованиях принял участие 21 человек – те, кто занимался медитацией долгое время. И они обнаружили очень необычное повышение их мозговой активности…

Я сделал для себя три открытия, когда сам стал «подопытным кроликом», а также беседовал с учеными. Первое касается того, что ученые называют «нейропластичностью». Ваш мозг обладает способностью меняться. 13-14 лет назад нейрофизиологи так не считали. Родился несчастным, таковым и останешься. Никакой надежды. До конца дней будешь несчастным. Сейчас же они говорят: «Нет! Надежда есть. Изменения возможны». И наилучший способ изменить активность мозга с негативной на позитивную – медитация. Например, сегодня существует множество заболеваний ментального характера: депрессии, фобии, заниженная самооценка… Если лечить эти заболевания с помощью медитации, то они больше не возвращаются. Конечно, можно в их лечении опираться на медикаменты, но порой это помогает, а порой – болезни возвращаются вновь. Я не говорю, что от лекарств нет никакого проку. Можно совмещать медитацию и медикаментозное лечение.

Позитивное изменение, происходящее в мозге, благоприятно сказывается и на вашем физическом теле. Оно улучшает иммунную систему, кровообращение, снижает повышенное давление, влечет за собой множество преимуществ… снижает стресс…

Почему ученым так интересен мозг созерцателя? Потому что в мозге созерцателя они обнаруживают весьма и весьма необычную активность. Ученые всегда стремятся к новым открытиям. С их точки зрения, такие исследования приносят пользу миру, людям. Ведь если вы стремитесь к материальному развитию, но не развиваете своих внутренних качеств, не способствуете своему внутреннему благоденствию, то не будете счастливы, останется множество комплексов, борьбы, войн, обмана… множество проблем. А если вы взращиваете умиротворенное, счастливое состояние ума с помощью медитации, то это благоприятно сказывается и на вашем здоровье и на вашем уме, и в конечном итоге – на вашей жизни.

 

– Недавно вы принимали участие в конференции института «Ум и жизнь» в Швейцарии. Основная тема конференции «Альтруизм и сострадание в сфере экономики». Каково ваше личное мнение, есть ли место состраданию и альтруизму в мире экономики и бизнеса?

 

Да, десять дней назад я был в Швейцарии, в Цюрихе, где проходила конференция с участием ученых, в том числе экономистов, а также буддийских философов, включая Далай-ламу. Все мы собрались вместе для обсуждения важных вопросов. Эта встреча была организована Институтом «Ум и жизнь».

Темой этой встречи был «Альтруизм и сострадание, в сфере экономики». Очень интересная тема! Это была фантастическая, замечательная конференция, потому что ученые, экономисты, выдающиеся профессора университетов и буддийские философы обсуждали причины глобального экономического кризиса.

Большая проблема современного мира, глобальный экономический кризис, был порожден эгоцентризмом, жадностью – желанием получать все больше и больше – неспособностью довольствоваться тем, что есть, нечестностью, неведением, стремлением обмануть других. Вот они главные причины глобального финансового кризиса. Все это, по словам ученых, сводится к одному – недостатку любви и сострадания. Доброты и сострадания. Несколько лет назад бизнесмены полагали, что в бизнесе нет места состраданию. Нужно быть жестким, нужно отставить свои интересы и при этом можно лгать, обманывать. Сегодня же они признают, что этот подход не работает, потому что бизнес во многом зависит от того, как выстроены отношения с другими. Получают ли они пользу. В бизнесе должны выигрывать обе стороны.

Ведь если у покупателей есть доверие к вашей продукции, к вашей работе — ко всему, что берет начало в вас – если вы хороший человек; если у вас доброе сердце и вы хотите им помочь; если то, что вы предлагаете, приносит им пользу, то они будут с радостью покупать ваш товар.

А если у вас нет добросердечия, если вы предлагаете плохой товар с дурной мотивацией, если ваша деятельность, ваши действия не несут ничего хорошего, то о вас никто не узнает, вы не сможете установить связь с другими, они не захотят вас поддерживать, не захотят вас слушать, и тогда в долговременной перспективе вы проиграете. Это ситуация, где проигрывают обе стороны. И вы, и покупатели.

Конечно, если вы ведете себя нечестно, стараетесь обмануть других, руководствуетесь жадностью… вполне возможно, что в краткосрочной перспективе вы добьетесь успеха, на в долговременной – пойдете на дно.

Вот почему причина глобального финансового кризиса в недостатки любви и сострадания. В бизнесе нам нужны любовь и сострадание. Это очень важно! Ведь тогда в долгосрочной перспективе ваш бизнес будет процветать.

Финансовый кризис породил множество проблем для современного мира, но, с другой стороны, он также стал хорошим уроком. Можно сделать выводы… Так что, с моей точки зрения, можно подружиться и с финансовым кризисом. Он может преподать вам урок, стать вашим учителем, вашим лучшим другом, и это благоприятно скажется на вашей будущей жизни, на будущем всего мира.

 

– В своей новой книге «Радостная мудрость» вы предлагаете извлекать уроки не только из финансового кризиса, но и из мелких бытовых проблем: вспышек гнева, депрессии – состояний, знакомых каждому человеку. Не могли бы вы поподробнее рассказать, как преобразовать эти болезненные переживания в счастье?

 

Мой первый визит в Россию совпал с выходом в свет моей второй книги «Радостная мудрость». В этой книге я, прежде всего, говорю о том, как подружиться со своими проблемами: принять их, использовать их и преобразовывать. Именно так я поступил со своей паникой…

Но как этого добиться? Нужно двигаться шаг за шагом. Невозможно сразу же подружиться со своей проблемой. В особенности если речь идет о большой проблеме, будь то сильной ментальной проблеме – депрессии – или гневе, или панике, которые формируются в вас на протяжении долгого времени и вы не можете преобразовать ее в одночасье… Это верно и для материальных проблем: потере работы, финансовых трудностях – с такими проблемами тут же не подружишься. Но если у вас есть такой настрой, и вы приложите усилие в этом направлении, то в конечном итоге у вас все получится.

Что это значит – практиковать постепенно? Сперва вам нужно изменить свой ум, свое внутреннее состояние, потому что ум – ваш начальник. Все находится под контролем ума. Вы слушаете мои слова, потому что у вас есть ум. Ваш ум говорит: «Пожалуйста, посмотри эту программу. Послушай, что говорит этот человек». И вот вы смотрите. Программа заканчивается, и вы думаете: нужно идти дальше. Ваш ум дает команду, и тело приходит в движение. Так что, ваш ум – ваш начальник. Начальник вашей жизни. И потому сначала вам нужно изменить свой ум, преобразовать его. Как этого достичь? Нужно действовать постепенно.

В моей книге «Радостная мудрость» три части: первая часть большей части посвящена мудрости; в ней в общих чертах говорится о смысле жизни, о том, как действовать, как смотреть на мир и так далее. Основные принципы.

Во второй части рассказывается о практике, об опыте, о том, как подружиться с проблемами. Проблемы носят международный характер, у всех есть проблемы. Признаете вы этот факт или нет – это большой вопрос. Порой у нас есть проблемы, но мы об этом не знаем. Просто хотеть подружиться с проблемой недостаточно, думать: «Я должен подружиться со своей проблемой, я должен с ней подружиться, должен…» Порой это может стать для вас дополнительным источником стресса. «Я должен подружиться с проблемой!»

Конечно, это хорошо, что у вас появилась сама мысль подружиться с проблемой. Однако одной мысли недостаточно. Вам нужен практический метод, как именно с ней подружиться. В своей книге я упоминаю о трех составляющих: внимании, сочувствии и проникновении в суть. Это три инструмента. Внимание — это осознавание, которое уже пребывает в вас: чистое, спокойное, ясное, распахнутое настежь, прозрачное… чудесное по своей природе. Оно в вас. И чтобы его развить, вы можете использовать разные объекты. Во-первых, у нас есть пять органов чувств: глаза, уши, нос, язык, органы осязания. Любая информация, которую мы получаем в жизни, должна проходить через пять органов чувств, фиксирующих объекты чувственного восприятия. Вы превращаете пять объектов чувственного восприятия в объекты медитации и стараетесь подружиться с видимой формой, звуками, запахами, вкусовыми ощущениями…

Следующий объект медитации – ум, похожий на обезьянку: состояния ума, такие как паника; мысли, эмоции, паника, гнев, депрессия. С любой своей проблемой вы можете подружиться.

Итак, сперва вы концентрируетесь на органах чувств, а затем переходите к медитации о беспокойном уме. Напрямую к проблеме не подступишь. Если у вас уже есть большая проблема, каковой для меня в детстве являлась паника, (у вас это может быть страх, желание… любая иная проблема), то вы можете применить два метода. Первый –попытаться уйти от проблемы. Когда вы чувствуете депрессию, вернитесь к видимой форме, звуку, дыханию. Сфокусируйтесь на других объектах, это поможет вам победить депрессию.

И второй метод – загляните депрессии прямо в глаза, сделайте депрессию объектом медитации. Депрессия – ничто, она распадется на части, пробуйте разыскать ее среди этих частичек – ее там нет.

Следующий инструмент – сочувствие, он связан с состраданием и любовью. Мы трансформируем проблемы в любящую доброту и сострадание.

Третий – проникновение в суть. Постараться увидеть природу реальности, природу проблемы, природу самого себя, смысл своей жизни, природу всех явлений. Это мудрость, проникновение в суть вещей.

Таковы три техники позволяющие трансформировать проблемы в решение. Это то, что я называю преобразованием страдания в счастье.

 

Перевод Юлии Жиронкиной

Озвучивание Игорь Янчеглов, Наталья Иноземцева и Максим Брежестовский

Материал с сайта Сохраним Тибет

Май, 2010

 

Может быть интересно

Ближайшие курсы и события

Наш центр

Оставайтесь с нами

Каждую неделю мы будем вам присылать расписание занятий, информацию о новых
событиях и материалы для практикующих. Коротко и по делу.

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с правилами использования и обработки персональных данных.