Четыре Безмерные: любовь, сострадание, радость и равностность — это четыре прекрасные качества сердца и ума, которые мы учимся распознавать и взращивать в своем собственном переживании. Эти Четыре Безмерные – на самом деле крылья нашего сердца, если мы развиваем и ценим их. И в то же время они проявляются очень буквально и практично в нашей жизни, которая в полной мере насыщает их так, что они становятся бриллиантами, которые мы способны увидеть.
Я знаю на собственном опыте, как они важны. Когда я впервые услышала об обете бодхисаттвы, мне показалось, что это все слишком для меня. И тем не менее когда я начала исследовать Четыре Безмерные – стало ясно, что они — питательные элементы, взращивающие бодхичитту. Эти качества делают жизнь сочной. Они приносят тепло, чувство соединенности. Они – мост для того, чтобы вдохновляться, хотеть приносить пользу и помогать всем существам.
И я бы хотела вернуться к тому, как Мингьюр Ринпоче учит Четырем Безмерным на втором уровне «Радости жизни: Открытие сердца». Когда он начинает с любящей доброты, он начинает с себя. Сперва мы учимся смотреть внутрь, распознавать в себе желание быть счастливыми, и как оно постоянно с нами. Оно непрерывно движет нами. Это тема, которая продолжается все время, пока мы исследуем ее. И что-то действительно очень важное происходит, когда мы видим, как эти качества становятся безмерными.
Когда мы видим основополагающую благую природу в себе самих, когда мы распознаем любовь, сострадание, радость, равностность, мудрость, когда мы учимся видеть наши возможности и способности, мы также начинаем понимать, что это – не что-то личное. Это не что-то, присущее только нам. На самом деле мы разделяем это с другими живыми существами. И благодаря этому пониманию о себе самих, мы становимся мостом. Наше собственное переживание становится мостом, который помогает увидеть то же самое и в других. Это особенно важно в отношении людей, с которыми нам сложно. Нам нужно оказаться способными прыгнуть в пучину общности, чтобы смочь увидеть их как существ, ничем не отличных от нас. Чтобы смочь понять что-то об их жизненных ситуациях. Мы знакомимся не только с благой природой в себе, но и с болью смятения, болью заблуждений. Когда мы видим и знаем свою боль, и боль сложного для нас человека, мы можем понимать, как это больно. И это работает не только с людьми, которые немного нас раздражают, но также и с теми, которые действительно очень, очень для нас сложны.
Совсем недавно я cтолкнулась кое с кем, с парой человек, которые были немного сложными для меня, в течение недолгого времени. И я увидела, как переключение в образе мышления изменило то, как я относилась к этой ситуации. Я была в самолете. Там было двое детей. Им было четыре, пять, может, шесть лет. Они играли в проходе. Они прыгали, танцевали, смеялись, толкали друг друга и задевали мое сидение. Я сидела, пытаясь читать книгу, но было очень шумно. И они постоянно врезались в мое кресло. Сначала было раздражение. Были мысли: «Где родители? Почему они не могут усадить детей?» Потом я увидела, что это происходит в моем собственном уме, а затем я подумала о том, каково это: быть в самолете, быть переполненным энергией, быть пристегнутым ремнем и не мочь двигаться. И потом я посмотрела на этих детей и поняла, каково им было бы так сидеть, и вместо этого я почувствовала радость, восторг, который они испытывали, кажущуюся свободу, которой они обладали, и просто нашла в себе возможность сорадоваться им. И это абсолютно изменило мое путешествие.
Когда дело касается тех, кто причиняет вред миру, это гораздо сложнее. Но нам надо действительно смотреть на то, что происходит, когда наши сердца закрываются. Когда мы вычеркиваем кого-то, и не можем вместить их обратно. Что происходит с нами? В эти моменты мы страдаем. У нас на сердце тяжело. И таким образом мы учимся смотреть. Видеть восприятия, идеи, убеждения, смятение.
И в эти моменты смотреть, можем ли мы переориентировать ум в сторону этих качеств. Это как будто бы разрешить себе вытянуться немного выше, позволить сердцу стать немного больше, шире. И если у нас это не получается – это тоже нормально. Потому что прямо там и тогда мы можем направить любовь и сострадание на ограничения ума, понимая, что это именно то, на что мы способны в данный момент. Вот чему мы можем открыться. Просто смягчиться. Не придерживаться шаблона, которому мы должны соответствовать. Действительно позволить себе быть такими, какие мы есть, в этом моменте.
И посмотрев на свою жизнь, исследовать, что происходит, когда мы обращены в сторону любви? В любой момент нашей жизни, когда мы просто идем по улице, это может быть просто чувство, что мы смотрим на кого-то и видим его. Я знаю на собственном опыте, как больно, когда тебя не видят. И мы так часто делаем в своей жизни. И в такие моменты, это может быть просто признание кого-то на улице. Улыбка кому-то. Забота о людях вокруг нас. И если мы взаимодействуем, то это может быть взаимодействие с уважением, с сердечной доброжелательностью. Слышать кого-то по-настоящему. Очень простые вещи, которые мы можем делать. И если мы смотрим на кого-то, кто страдает, просто видеть это. И иногда видеть в себе тенденцию к отторжению, из-за нашего собственного страха боли. Просто подтолкнуть себя вперед, понаблюдать: можем ли мы пребывать со страданием в этот момент? Можем ли мы открыться пониманию: «Это страдание — не чье-то еще страдание — это просто страдание»? И можем ли мы каким-то образом его облегчить? Иногда это будет просто означать — быть свидетелем страдания. Не отворачиваться, не закрываться. И еще, когда мы видим радость, просто видим на улице кого-то, кто счастлив, можем ли мы сорадоваться? Вместо того чтобы свалиться в: «Ну почему они счастливы, а я – нет?» — в зависть. Каждый момент, когда мы видим другого человека, проявлять доброту. И просто радоваться этому. И там, где мы видим слияние любви, сострадания, радости, равностности, просто радоваться возможностям и способностям, которые у нас есть.
Что касается равностности – с ней мы смотрим прямо в мудрость. Прямо в мудрость, которая не омрачена тем, что нам нравится и не нравится, которая действительно помогает этим остальным качествам стать безмерными. Она основывается не на наших предпочтениях. Она также помогает мудрости стать основой этих качеств. Так чтобы мы могли любить, не ожидая ничего взамен, без всяких условий. Так чтобы мы могли действовать сострадательно, но не привязываясь к результату, при этом просто делая то, что возможно в данной ситуации. Зная, что мы просто все в одной лодке, мы наравне. Каждый из нас настолько же важен, как и остальные. Мы просто позволяем этому найти отклик в нашей жизни, когда мы смотрим на людей и думаем: «Они такие же, как я». Они такие же, как те, кого мы любим.
- Мы смотрим в сторону нашей общности, нашей изначальной благой природы. Мы смотрим в сторону нашей боли и наших страданий, и их переживания, в сторону нахождения моста, который позволит этим качествам расцвести и стать безмерными. Мы смотрим, как эти качества проявляются моментами в нашей жизни. Это привносит тепло, вовлечение в нашу жизнь, интерес к ней, интерес к причинам процветания не только нас самих, но и всех существ повсюду.
Я призываю вас к изучению проявлений этих качеств вашей жизни, в каждый конкретный момент, и как мы можем позволить им стать безграничными. Как мы практически делаем это, на нашем собственном опыте.
— Мешин Келли, старший инструктор международного сообщества Тергар